обратно / back


Чтобы рисовать карикатуры, много ума не надо


Под потолком галереи "Невский, 20" раскинулась отнюдь не виртуальная бумажная паутина, сотканная симпатичным паучком по имени Интернет. Он завис в сердцевине паутины и с интересом наблюдает за реальным миром. А в реальном мире до конца апреля происходит выставка карикатур группы "Нюанс", в которой творят три петербургских художника - Виктор Богорад, Вячеслав Шилов и Леонид Мельник. Картины, паутина и, в конце концов, даже любознательный паучок – все это творения их веселых рук.

Посетители выставки пишут в книге отзывов примерно так: "Хотела повеситься, но… пришла на вашу выставку и передумала!", "Нам так весело, потому что вам грустно – спасибо!" Это серьезные слова. А ведь никто из троицы в начале творческого пути серьезно о профессии карикатуриста не думал. Все воспитывались в обыкновенных семьях и знали твердо - ребенок должен что? Иметь специальность!

Поэтому Слава Шилов мечтал быть разведчиком, Витя Богорад - инженером, а Леня Мельник - художником-монументалистом. Славину первую картинку опубликовал "Калининградский комсомолец", когда он учился еще в 9-ом классе. Но он, несмотря на такой успех, все равно пошел служить в дивизию имени Дзержинского. И служил, пока его не вызвал особист и не предложил постепенно осваивать мастерство разведчика... среди своих. Слава ответил: "А знаете, мне уже перенравилось быть разведчиком!". И в стране стало на одного чекиста меньше, зато на одного карикатуриста больше.

Богорад оценил влияние карикатуры на массы в седьмом классе, когда выпускал с друзьями газету под названием "Зоркий глаз". "Зоркоглазовцы" приходили в школу загодя и вывешивали очередное остросюжетное творение. После третьего номера их выследили и раскрыли. А один второгодник, ставший впоследствии депутатом петербургского ЗАКСа, дал Богораду в глаз.

Дольше всех от профессии карикатуриста удавалось увертываться Мельнику. Идеалом его юности был Робинзон Крузо, поэтому он совершенно логично пошел трудиться... на завод подъемно-транспортного оборудования - художником. "Нарисовал бы ты нам карикатуру!" - сказал как-то редактор заводской многотиражки. И добавил: "Тут ведь ума особого не надо!".

Как посещение выставки карикатуристов и разглядывание работ сказывается на умственных способностях зрителей - пока неизвестно. А вот благоприятное воздействие работ Богорада, Шилова и Мельника на сердца людей сомнений не вызывает. Постоянная экспозиция их работ находится - по просьбе медицинского персонала - в кардиологическом отделении Покровской больницы. Хохочущие и улыбающиеся больные выздоравливают значительно быстрее.

Группа "Нюанс" - это спектакль по мотивам "Трое в лодке, не считая собаки". Роль собаки играет мастерская Виктора Богорада. Здесь бестолково, весело и, благодаря Мельнику, потрясающе вкусно. Здесь втройне сильнее чувство радости, когда что-то получается, а печаль всегда можно разделить на троих.

"Наша группа, - говорят художники, - объединена не только дружбой, но и единым взглядом на Артун. Артун - это карикатура, картина в цвете. Работая с цветом, можно порадовать человека дважды! Сначала красивым куском растекшегося неба, которое завораживает. А затем человек с удивлением увидит, что в картинке есть еще какая-то идея!".

Легендарная Пани Моника из кабачка "Тринадцать стульев" на вопрос, зачем ей голова отвечала: "Я ею ем!". Богорад, Шилов и Мельник тоже "едят головой", более того - ею же они и рисуют. Как - неизвестно, потому что объяснить акт творчества нельзя. А когда объяснят - все станут делать машины... Но машине вряд ли кто скажет: "Мне стало жить немного веселей… Спасибо, что тебе грустно!".

(Ирина БОНДАРЕНКО)

(оригинал статьи здесь)